Цели, аудитория, ресурсы и формы образовательных программ Муравьевского парка
С.М.Смиренский, М.В.Колодина и Е.М.Смиренская
МГУ, Муравьевский парк устойчивого природопользования (Амурская обл., Россия) и Международный фонд охраны журавлей (США)
 

Еще в 1983 году, задолго до создания парка, мы начали устанавливать аншлаги с изображениями редких видов птиц (уссурийского и даурского журавлей, дальневосточного белого аиста) и читать лекции для школьников сел Муравьевка и Куропатино. В 1992 г., во время международной встречи «Журавли и аисты Амура», были организованы выступления в Хабаровске, селах Еврейской автономной и Амурской области и Приморского края. Благодаря участию журналистов ведущих газет, журналов и телевизионных компаний уникальная природа бассейна Амура, а также существующие и грозящие ей проблемы привлекли внимание далеко за пределами региона. С 1994 г. работа по экологическому просвещению стала одним из главных направлений деятельности парка.

Цель образовательных программ парка – знакомство с ценностью водно-болотных угодий Приамурья и их обитателей и формирование чувства личной ответственности за их настоящее и будущее.

Аудитория включает группы всех возрастов и профессиональных интересов, как из близлежащих сел, так и из удаленных регионов, включая области зимовок и пролета птиц, обитающих в парке. Занятия проводятся не только в парке, но и в городах и селах Амурской области. По инициативе, при поддержке и прямом участии парка начато проведение летних экологических смен в Приморском и Хабаровском крае, провинциях Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия в Китае. Российские преподаватели и специалисты не раз проходили стажировку в природных центрах и школах США.

Парк начал проводить экологическое образование еще не имея специалистов и материальной базы. Но благодаря активному участию добровольных помощников – учителей, специалистов, студентов, школьников из США и сельских школ Амурской области, – парк с первых шагов смог выполнять масштабные проекты. Участие добровольцев и по сей день является одной из главных причин успеха программы.

Одновременно шло создание инфраструктуры. В первые годы участники ежедневно приезжали на занятия, многие за десятки километров, потом жили в палатках, а с 2000 года – в летних домиках, построенных на территории парка. Был построен и оснащен двухэтажный центр просвещения, проложена экологическая тропа. Благодаря поддержке Совета народных депутатов и Администрации Амурской области к парку проложена линия электропередач. Создана библиотека, приобретено оборудование, подобраны пособия и материалы. Все это позволяет вести занятия по разнообразной тематике и на современном уровне.

Парк, как и другие природные территории, предоставляет своим посетителям огромное преимущество по сравнению с академическими образовательными учреждениями – возможность прямого общения с природными объектами, достаточное количество тем и материалов, сезонные аспекты, сюрпризы «гарантированных неожиданностей», возможность активизации мало используемых в городской среде органов чувств. Это способствует не только прочному закреплению знаний, но и пробуждению активного интереса к познанию природы и общему гармоническому развитию личности.

Экологическое образование является как самостоятельным разделом, так и важнейшей составляющей всех без исключения форм деятельности парка, связанных с повседневной жизнью, изучением, охраной и восстановлением редких видов, сельским хозяйством, туризмом, переработкой древесины, социальными программами и международным сотрудничеством.

Большое внимание парк уделяет проведению международных смен, в которых уже приняли участие около двух тысяч школьников, учителей, специалистов, студентов Амурской области и Приморского края, Москвы, Иркутска, Индии, Казахстана, Китая, Республики Корея, США и Японии. Для того чтобы вызвать интерес к природе и к устойчивым формам природопользования, мы в первую очередь приглашаем школьников из сельских и удаленных районов, которые чаще горожан соприкасаются с природой, но имеют меньше возможностей получить серьезный уровень знаний.

Сельское хозяйство оказывает огромное, по большей части негативное, воздействие на природу Амурской области и испытывает острую нехватку кадров. Одной из причин такого положения является то, что в средней школе нет предмета «сельское хозяйство». Уроки по качеству и загрязнению почв, устойчивому землепользованию стали обязательным разделом летних смен в парке. Экологические смены для художественно одаренных детей и эколого-лингвистические смены, где преподавание экологии ведется на английском языке, позволяют привлечь новые группы школьников к проблемам экологии.

Большое внимание парк уделяет знакомству с наследием американского основоположника этики взаимоотношения человека и природы Олдо Леопольда, а также выдающихся естествоиспытателей и активистов охраны природы России – А.Н. Формозова, В. Бианки и др.

Ежегодно мы проводим российско-американские семинары учителей по обмену опытом преподавания экологии и английского языка, российско-китайские, а в последние годы российско-корейские семинары учителей экологии. Совместно с сотрудниками международного фонда охраны журавлей парк подготовил Пособие для преподавателей летних экологических смен, пользующееся большим успехом у учителей.

Фестивали «Проводы журавлей», русской народной песни «Журавлиные зори», ярмарки мастеров прикладного искусства пользуются большой популярностью и привлекают жителей ближних и дальних районов и г. Благовещенска, гостей Амурской области.

Парк смог организовать участие в экологических лагерях и конференциях, повышение квалификации учителей и учеников сельских школ, специалистов по охране природы и представителей общественных организаций в природных центрах, школах, в Китае, Южной Корее и в США.

Парк начал выпускать книги, пособия, открытки, буклеты о журавлях и водно-болотных угодьях, выпустил фильм о пожарах и о деятельности парка, ведет активную пропаганду охраны природы через средства массовой информации. Выпуск ряда этих материалов, включая видеофильм, стал возможен благодаря добровольной помощи и финансовой поддержке Друзей, а также местных компаний и объединений.

На посадке деревьев, развеске гнездовых домиков для птиц, очистке приствольных кругов и укрепления жилых гнезд аистов, подготовке территории стационарного лагеря к экологическим сменам только в 2006 г. школьники, пенсионеры, сотрудники государственных организаций и компаний отработали более 2500 часов. Во время таких акций добровольцы с большим интересом слушают беседы о деятельности парка, программах международного сотрудничества в охране природы бассейна Амура и др.

Друзья Муравьевского парка в Амурской области, США, Южной Кореи ведут активную работу по экологическому образованию, набору добровольцев, пополнению фонда учебных материалов и пособий для образовательных программ.

Из-за ограниченности штата сотрудников и средств мы пока что не смогли начать проведение кружковой работы и привлекать школьников к полевым исследованиям. Но проведение такого рода работ включено в план развития образовательных программ.

Опубликовано в сборнике материалов VIII-ой дальневосточной конференции по заповедному делу
(Благовещенск 1-4 октября 2007): материалы конф.: в 2-х томах. — Благов.: АФ БФИ ДВО РАН., БГПУ, 2007.