День Воды
22 марта
Всемирный день водных ресурсов

В Бытие, Первой книге Моиисеевой говорится:
1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделит она воду от воды.

Так вода упоминается в первых строках Библии при описании сотворения Земли.

Вода является одним из четырёх (каких?)* главных факторов жизни.
* В скобках вопросы для учеников.

Занятие 1. Короб жизни
Это и другое занятие («Капля в море») приводятся из Пособия для преподавателей летних экологических смен «Два берега у одной реки». Авторы: Б.Д.Томпсон, М.В.Колодина, Н.А.Громова. Пособие издано в 2007 году Муравьёвским парком устойчивого природопользования. Благовещенск. — 96 с.

Цели:
— научить ребят выявлять четыре главных фактора, необходимых для жизни;
— объяснить, как живые организмы используют эти факторы.
Материалы:

  • растение в горшке
  • камень
  • чашки с землей
  • бутылки с водой
  • «Короб жизни» (сделайте несколько коробочек, в каждую насыпьте немного почвы и поместите бутылочку с водой. Прикрепите к каждой коробке этикетку «Короб жизни». Осторожно накройте коробки крышками.)
    Необходимые уточнения и пояснения
    Большинство школьников знают, что для жизни им необходимы вода и воздух, и что растениям также требуются вода, воздух, минеральные вещества, которые находятся в почве, и солнечный свет. В процессе обсуждения ребята приходят к заключению, что существование животных и растений зависит от четырех основных факторов. Осознание этого факта помогает сформировать бережное отношение к природным ресурсам.

    Предварительная информация
    Почему столько разговоров о воде? Зачем беспокоиться? В действительности, ответ очень прост: наличие воды – это мера жизни и смерти. В ходе истории люди построили разнообразные гидротехнические сооружения, чтобы удовлетворять свои потребности в воде и защитить себя от наводнений и засухи. Ведь для того, чтобы иметь в достатке воду там, где она нужна, одного желания мало. Многие сообщества растений, животных и поселения людей приурочены к источникам воды.
    Существуют четыре фактора, которые необходимы для жизни.

    Почва. Почва — это результат выветривания горных пород под воздействием физических или химических процессов и климата. Почва содержит в себе органические компоненты разложившихся растений и животных. Почва обеспечивает растения минеральными и питательными веществами и помогает транспортировать воду к корням растений.

    Солнечный свет. Энергия солнечных лучей освещает и обогревает поверхность Земли. Растения с помощью фотосинтеза используют солнечную энергию для образования глюкозы из углекислой кислоты и воды. Растения прямо и животные опосредованно используют солнечный свет и почву. Растения получают из почвы минеральные вещества. Животные получают питательные вещества и энергию, потребляя растения или животных.

    Воздух. Воздух – это смесь различных газов, составляющих атмосферу Земли. К их числу относятся азот, кислород, водород, углекислый газ, аргон, неон, гелий и другие. В процессе фотосинтеза углекислый газ используется для образования глюкозы. С участием кислорода глюкоза расщепляется на более простые вещества, которые используются для создания клеток и тканей организмов, а также для их обеспечения энергией.

    Вода. Вода — это жидкость, молекулы которой образованы атомами кислорода и водорода. Питательные вещества растворяются в воде и могут перемещаться как в почве, так и в организмах. Процесс фотосинтеза может происходить только при наличии воды. Из-за эрозии почв, загрязнения воздуха и воды значение этих обязательных компонентов существования организмов снижается или же делает среду обитания непригодной для живых существ. Разъясняя нашу зависимость от качества воды, почвы, воздуха и возможность прямого использования солнечного света для выработки энергии, мы сможем научиться поддерживать качество этих природных ресурсов для будущих поколений.

    Ход занятия
    Разминка
    Покажите ребятам комнатное растение, камень и укажите на кого-либо из класса. Попросите их описать особенности живых и неживых объектов и компоненты, необходимые для жизни.

    Упражнение
    1. Передайте «Короб жизни» по кругу. Попросите каждого ученика открыть и запомнить, что находится внутри. Старшеклассники могут записать данные. После того, как учащийся исследовал содержимое коробки, он должен закрыть коробку и передать следующему.
    2. Спросите у ребят о том, что они обнаружили в коробке. Скорее всего, они ответят, что там почва и бутылка с водой. Их заинтересованность возрастет, когда вы скажите, что в каждой коробке было еще по два объекта.
    3. Передайте коробки по кругу еще раз и повторите вопрос: «Что вы нашли в коробке?». Случается, что ученикам не удается ничего добавить.
    4. Скажите ученикам, что в каждой коробке было четыре объекта, необходимых для существования большинства организмов. Три из них все время находились в коробке: вода, почва и воздух. Четвертый компонент – свет оказался в коробке в то время, когда снимали крышку.

    Заключительный этап
    Попросите выбранного ученика встать в центре комнаты, также обратите внимание ребят на растение в горшке. Спросите класс, как каждый из этих организмов использует четыре компонента, необходимые для жизни. Предложите ребятам взять «Короб жизни» и провести эксперимент дома. Интересно, кто из членов семьи знает о роли четырех факторов, от которых зависит наша жизнь.

    Задания для оценки знаний
    Вы должны убедиться, что ученики могут:

  • определить четыре фактора, необходимые для жизни;
  • описать то, как живые организмы используют эти факторы.

Дополнительные задания
По завершению занятия попросите учащихся провести эксперимент, доказывающий или опровергающий утверждение, что для жизни необходимы вода, почва, воздух и солнечный свет.

— — — — — — — —

Чистая вода при положительных, но не очень высоких температурах, это прозрачная жидкость, не имеющая вкуса и запаха. Поэтому, реклама вкусной, не содержащей примесей воды, рассчитана на неучей. Вкус воде как раз придают различные примеси. Поэтому вода из разных источников так отличается по вкусу и запаху. Но несколько лишних миллиграмов на тонну воды, и она становится неприятной на вкус, а то и непригодной для питья. Чистая вода бесцветна, а большие объёмы воды имеют голубоватый цвет.

Молекула воды H20 состоит из (атома кислорода и двух атомов водорода), на которые молекула может распадаться при продолжительном пропускании электрического тока. В 1932 году мир облетела настоящая сенсация: молодые американские физик Г.Клейтон Юри и Э.Осборн открыли, что в природной воде есть также и так называемая «тяжелая вода»! По своим свойствам тяжелая вода заметно отличается от обычной. Любые реакции с тяжелой водой протекают заметно МЕДЛЕННЕЕ, чем с обычной. В молекулах такой воды место водорода занимает его тяжелый изотоп – ДЕЙТЕРИЙ – один из двух стабильных изотопов водорода, ядро которого состоит из одного протона и одного нейтрона. Молекула (D2)– двухатомна.

Эта вода на 10% плотнее обычной, ее вязкость выше на 23%, точка кипения находится на отметке +104,2 градуса по Цельсию, а точка замерзания составляет +3,8 градуса. В природе повышенная концентрация тяжёлой воды отмечается в придонных слоях озера Байкал (Какова глубина толщи воды в Байкале? Какова глубина осадочных отложений Байкала?). Тяжёлую воду получают во всё больших объёмах искусственным путём. Она используется как замедлитель движения нейтронов. Иначе вместо производства энергии, произойдёт взрыв.

Было обнаружено, что рыбы, микробы и черви не могут существовать в тяжёлой воде, а животные погибают от жажды, если их поить тяжёлой водой. Не прорастают в тяжелой воде и семена растений. Вода с пониженным содержанием дейтерия называется ЛЁГКОЙ водой. Лёгкая вода оказывает блгоприятное воздействие на организмы. В тех районах (на побережьях севернх рек, в предгорьях Кавказа, в Якутии), где содержание изотопов водорода меньше проживает свыше 300 долгожителей на 1 миллион человек, тогда как в среднем по России – только 8.

В воде растворяются многие вещества, и это свойство играет огромную роль в жизни растений и животных.

При понижении температуры ниже (0oС) вода (обычная) переходит в (твёрдое состояние) – лёд, а при повышении температуры выше (100oС)– в парообразное состояние. Но это случается при нормальном атмосферном давлении (какое давление считается нормальным и где? Что происходит при понижении или повышении давления).

Плотность воды максимальна при температуре (+ 4oС). При понижении и повышении температуры плотность воды понижается, поэтому осенью в водоёмах холодные слои поднимаются к поверхности, а позже замерзают, и лёд предохраняет нижние более тёплые слои воды от остывания. (Как меняется плотность, и как происходит замерзание других жидкостей?)

Воду на Земле можно обнаружить практически всюду. Жидкая вода образует моря, озёра, реки, грунтовые воды, дождевые капли. Твердая фаза в виде снега и льда встречается круглый год в приполярных областях, на вершинах гор, а зимой обычна в тех районах, где температура воздуха ниже нуля. (Какие формы твёрдой фазы воды можно найти в воздухе?) Газообразная форма воды в виде облаков, тумана, пара встречается в воздухе. В природе происходит постоянный кругооборот воды; и вода, где за короткий промежуток времени, а где очень медленно, переходит из одной формы в другую и перемещается в пространстве.

Пока что жидкая форма воды обнаружена только (на нашей планете), хотя всё больше косвенных данных говорят о том, что и на(Марсе) также были периоды, когда по поверхности воды текли реки. Эта особенность связана, в первую очередь с (размерами и расстоянием) Земли до Солнца и других планет.

Масса Земли создаёт силу тяготения, достаточную для удержания атмосферы. Смесь пара (газообразная форма воды) и углекислого газа в атмосфере создают парниковый эффект и поддерживают относительно постоянную температуру на поверхности Земли. Если бы масса Земли была меньше, то уменьшилась бы и толщина атмосферы. При этом температура Земли испытывала бы постоянные колебания. Вода смогла бы существовать только в (газообразной форме в воздухе) и в (твёрдой форме — в приполярных областях), но не в форме жидкости.

Расстояние до Солнца определяет соотношение солнечной радиации и парникового эффекта, при котором возможно существование воды в виде жидкости. Если бы Земля находилась на большем расстоянии, то вода бы присутствовала только в форме льда и напоминала бы (Марс). Если бы Земля оказалась ближе к Солнцу, то температура её поверхности повысилась бы, расстаяли бы приполярные шапки, а жидкая вода перешла бы в парообразную форму и сложилась бы обстановка, напоминающая (Венеру).

Несмотря на то, что климат Земли под влиянием солнечной активности неоднократно испытывал большие изменения, температура поверхности Земли на протяжении геологических периодов оставалась относительно постоянной, что чрезвычайно важно для существования организмов. Вода в атмосфере играет важную роль в поглощении инфракрасных лучей и преломлении лучей света. С этим связано существование парникового эффекта, (голубоватого) оттенка морей и озёр, возникновения радуги.

Вода является прекрасным аккумулятором тепла. Температура водоёмов, морских течений, например, Гольфстрима, оказывает огромное влияние на климат.

Вода обладает множеством качеств, которые определяют возможность существования живых организмов. Так, вода является универсальным растворителем для огромного круга веществ и средой для прохождения разнообразных химических реакций и обитания организмов. Однако жиры и ряд других веществ в воде практически не расторяются.

Воде свойственны силы поверхностного натяжения. Небольшой объём воды, благодаря силе взаимодействия между молекулами, нанесённый на несмачиваемую поверхность, например пластик или поверхность покрытую жировым слоем, сохраняет каплеообразную объёмную форму. На очень чистой поверхности стекла, взаимодействие молекул воды со стеклом оказываются более значительным чем межмолекулярные связи в воде и небольшой объём воды тонким слоем растекается по поверхности стекла. Силы поверхностного натяжения и смачиваемость играют важную роль при транспортировке водного раствора с питательными веществами у растений, поддержанию различий внутриклеточного содержимого, защите клеток от высыхания и др.

Все известные формы жизни на Земле не могут обходиться без воды. Вода является обязательным компонентом всех жизненных процессов, особенно потребления пищи. Некоторые формы (бактерии, споры и семена) могут длительное время сохраняться без воды, но к активной жизни переходят только если появляется вода.

На долю воды приходится (72%) массы тела людей. Для поддержания нормальной жизни каждому из нас необходимо выпить в сутки (1-7 литров) воды для того, чтобы избежать обезвоживания. В действительности объём воды необходимый человеку зависит от многих обстоятельств – уровня и форм его активности, температуры и влажности воздуха, и др. Для питья нам пригодна вода, которая не содержит высокой концентрации солей и других веществ, а также болезнетворных организмов. В то же время присутствие небольших концентраций некоторых солей улучшает вкусовые качества воды или её целебные свойства.

Так, сколько же на Земле воды?

Занятие 2. Капля в море
Это и другое занятие («Короб жизни») приводятся из Пособия для преподавателей летних экологических смен «Два берега у одной реки». Авторы: Б.Д.Томпсон, М.В.Колодина, Н.А.Громова. Пособие издано в 2007 году Муравьёвским парком устойчивого природопользования. Благовещенск. — 96 с.
Цель: научить учащихся
— рассчитывать количество питьевой воды, доступной для нужд человечества;
— объяснять, почему вода относится к категории ограниченных ресурсов.
Материалы:
Для каждой группы:

  • цветная бумага двух цветов
  • ножницы
  • листы белой бумаги
  • фломастеры
  • вода
  • копии страницы «Таблица наличия воды» для учеников
  • 1000-мл мензурка
  • 100-мл цилиндры с делениями
  • маленькое блюдце
  • соль
  • морозильная камера или ведерко со льдом
  • пипетка или стеклянная палочка
  • маленькое металлическое ведерко
  • глобус или карта мира
  • публикации с информацией о качестве, количестве воды, распределении водоемов на Земле

Краткое содержание
Чего на земле в избытке и одновременно не хватает?
Произведя расчеты, учащиеся придут к заключению, что большую часть поверхности Земли занимает вода. Однако дальнейшее знакомство покажет, что ресурсы доступной питьевой воды весьма ограничены и должны быть тщательно оберегаемы.

Необходимые уточнения и пояснения
Ученики знают, что поверхность Земли в основном покрыта водой, но, скорее всего, они не осознают, что только малая часть водных ресурсов пригодна и доступна для удовлетворения наших нужд. Надеемся, что это знание поможет учащимся оценить значение и роль пресной воды и научит их бережному использованию и охране водных источников, включая болота и речные бассейны.

«Таблица наличия воды» (для преподавателей)
Если все водные ресурсы разделить на население Земли (в конце 20 века было зарегистрировано около 5 млрд. жителей), то каждому из нас достанется около 280 млрд. литров воды.
Однако 97% этой воды из-за содержания солей (воды океанов, морей, некоторых рек и озер) не пригодно для питья. Но и теперь на долю каждого остается по 8,4 млрд. литра.
80% пресной воды концентрируется на полюсах и высоко в горах в виде льда и снега. В жидком виде остается 1,68 млрд. литра на человека.
99,5% пресной воды в жидком виде не пригодно для потребления, так как находится глубоко под землей, представлено в виде почвенной влаги или же содержит опасные дозы загрязняющих веществ.
Так что нам для употребления остается вода в озерах, реках, протоках, болотах и подземных водоносных пластах. Всего по 8,4 млн. литра на каждого жителя Земли.

Предварительная информация
По иронии судьбы, 71% поверхности Земли покрыто водой, она является на Земле одним из главных лимитирующих факторов жизни. «Таблица наличия воды» суммирует данные об основных факторах, оказывающих влияние на количество доступной для людей воды на Земле. Если бы вся чистая питьевая вода была распределена в равной степени между людьми, то на каждого человека приходилось бы приблизительно 8,4 млн. литра. Невероятно, но факт: это составляет всего лишь 0,00003% от общего количества воды на Земле.
Даже малый процент от общих запасов, который доступен для потребления людьми, каждого из нас обеспечивает огромным объемом воды. Парадокс заключается в том, что некоторые жители обеспечены водой в достатке, а многие страдают от недостатка воды. Почему некоторым людям не хватает воды? Географическое положение, климат и погода определяют распределение воды по поверхности Земли. Сельскохозяйственная деятельность, промышленность, населенные пункты не только требуют огромного количества воды, но и ведут к загрязнению вод. Использование воды в хозяйственных и бытовых целях может оказать кумулятивное воздействие на почву, бассейны рек и болота, препятствуя накоплению и очищению воды.

Ход занятия
Разминка
Предложите ученикам разбиться на маленькие группы и оценить запасы пригодной и непригодной для питья воды на планете. Попросите их нарисовать большой круг фломастером на белом листе писчей бумаги.
Далее предложите им листы бумаги сходного формата двух разных цветов. Одним цветом будет обозначена пригодная для питья вода, а другим — непригодная.
Предложите ученикам разрезать два листа цветной бумаги на 100 маленьких кусочков одинакового размера и спросите их, какой процент водных запасов приходится на доступную питьевую воду и переверните эти кусочки вверх белой стороной. Предложите ученикам уложить 100 кусочков цветной бумаги внутри круга и обратить внимание, какой сектор занимает вода пригодная и доступная для питья.

Упражнение
1. Покажите классу литр (1000 мл) воды и попросите ребят представить, что это вся вода на Земле.
2. Спросите, где находятся основные запасы воды на планете (обратитесь к глобусу или карте). Отлейте 30 мл в 100-мл цилиндр с делениями, которые представляют пресную воду (около 3% от общего количества воды на Земле). Положите соль в оставшиеся 970 мл. Эта вода представляет соленые воды морей и океанов и не подходит для человеческого потребления.
3. Спросите у учащихся о полюсах Земли. Около 80% пресной воды на Земле находится в замороженном состоянии – в ледниках на вершинах гор и полюсах. Отлейте 6 мл питьевой воды в маленькое блюдечко. Поместите остальные 24 мл в морозильную камеру или ведерко со льдом. Это пресная вода, которая находится на Земле в виде льда и снега. Вода в блюдце (около 0,6% от общего количества) представляет собой незамороженную питьевую воду. И только около 1,5 мл от этой воды находится на поверхности, остальные – глубоко под землей.
4. Используйте пипетку или стеклянную палочку, чтобы взять одну каплю воды (0,003 мл). Поместите эту капельку в маленькое металлическое ведерко. Убедитесь, что учащиеся ведут себя тихо и смогут услышать звук падающей на дно и ударяющейся капли. Именно эта капля и представляет собой чистую питьевую воду, которая не загрязнена и пригодна для использования. На ее долю приходится около 0,00003 % от общего количества воды на Земле! И эта драгоценная капля заслуживает к себе бережного отношения.
5. Обсудите результаты демонстрации. На этот момент большинство учеников уже осознали, что для людей доступна ничтожно малая доля водных ресурсов. Предложите ученикам, используя «Таблицу наличия воды», рассчитать объем запасов пресной воды, доступный для использования.

Заключительный этап
Напомните учащимся об их первоначальных оценках запасов воды, доступных для человечества, и сравните эти оценки с реальным цифрами. Ребята должны объяснить, на чем основывались их первоначальные расчеты. Как бы они определили пропорции сейчас? (Половина маленького кусочка бумаги обозначает пресную воду – 0,5 %. Лишь маленький уголок от этой половинки – 0,00003 % — отражает доступную питьевую воду.)
Спросите учеников еще раз о том, достаточно ли на сегодняшний день воды для человечества. Если все количество потребляемой воды на планете распределить в равной степени между населением планеты, которое составляет около 5 млрд. человек, то на каждого человека придется 8,4 млн. литров. Это больше, чем каждый из нас употребляет за свою жизнь. Однако почему уже сегодня треть населения планеты испытывает нехватку питьевой воды? Обсудите главные факторы, влияющие на распределение воды на Земле (географическое положение, рельеф, растительность, близость к большим водным пространствам и др.). На наличие и доступность воды оказывают также влияние природные и антропогенные факторы (засуха, загрязнения, наводнения). Бассейны рек и болота сохраняют и очищают поверхностные воды, делая их пригодными для употребления. Обратите внимание учащихся на то, что чистая вода нужна не только людям, но и многим другим организмам.

Задания для оценки знаний
Вы должны убедиться, что ученики могут:

  • рассчитать долю воды, пригодной для питья;
  • подсчитывать объем воды, доступной для использования людьми;
  • представить убедительные аргументы, объясняющие ограниченность запасов питьевой воды, которые заинтересуют средства массовой информации.

Таблица наличия воды

 

Количество воды
Количество доступной воды, литр/на человека
Процент от общего количества воды на Земле
Вся вода на Земле
280 млрд.
100
Вся пресная вода
3
Пресная незамерзшая вода
0,6
Доступная пресная вода (не загрязнена, не находится слишком глубоко под землей)
0,00003

— — — — — — — —

Исторически центры успешно развивавшихся цивилизаций были расположены вблизи крупных водоёмов. Таковым была Месопотамия – одна из колыбелей человечества, находившаяся в междуречье Тигра и Ефрата. Одной из главных причин процветания таких городов как Лондон, Париж, Нью Йорк, Токио является их обеспеченность источниками пресной воды и доступность для морского торгового флота. С этим же связано и процветние таких мегаполисов как Сингапур и Гонконг.

Более 1 миллиарда людей на Земле сегодня вынуждены пить непригодную для потребления воду, а 2,4 миллиарда, то есть 40% населения планеты, не располагают необходимыми службами очистки питьевой воды. 3,4 миллиона человек в мире, главным образом дети, ежегодно умирают от заболеваний, связанных с плохим качеством воды или из-за нехватки воды. По прогнозам учёных, через 20 лет количество доступной питьевой воды уменьшится на 30%. В 2004 г. в мире по этой причине каждые 15 минут умирал ребёнок или 3900 детей в сутки.

В связи с продолжающимся ростом народонаселения и другими причинами колличество доступной питьевой воды на человека уменьшаеся. Эту проблему решают тем, что стремятся найти дополнительные источники воды, сократить потребление воды и снизить загрязнения водоёмов. Пресная вода является для многих стран мира стратегическим ресурсом и конфликты за обладание источниками воды известны на протяжении многих веков. В Благовещенске весной 2004 в весеннее время качество воды, которая поступает преимущественно из Зеи и Амура, было оценено на 3 (по пятибальной системе), и, чтобы она соотвествовала норме, приходилось вдвое интенсивнее проводить её обеззараживание. Куда ниже качество воды в Хабаровске и других городах Нижнего Амура, поскольку воды Амура сильно загрязнены стоками из Сунгари и других рек, впадающих в Амур из Китая. Взрыв, случившийся в ноябре 2005 г. на химзаводе в г.Цзилин, привёл к сбросу в реку Сунгари более 100 тонн химических веществ. Концентрация бензола и нитробензола в районе аварии превысила предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 108 раз! В Бангладеш 28 миллионов человек из 35 миллионов населения вынуждены пить воду с солями ядовитого мышьяка.

Бензол не растворяется в воде и является активным канцерогенным веществом.

Уже сегодня вода стала одним из наиболее ценных природных ресурсов и в будущем её цена будет постоянно расти. В 2006 г. цены на бензин в США повергли в уныние автовладельцев и превысили в некоторых штатах 20 рублей за 1 литр. Однако ни у кого не вызывает изумления то, что стоимость бутылированной питьевой воды превышает 40 рублей за литр.

Поэтому ежегодно начиная с 1992 года по инициативе ООН 22 марта проводится Всемирный день водных ресурсов или День Воды, цель которого помочь странам решить их проблемы, связанные с водными ресурсами.

Задача Дня Воды — помочь всем нам осознать значимость воды как одного из главных условий жизни, познакомиться с причинами, вызывающими сокращение пригодных источников воды, осознать личную ответстенность за происходящее.

Каждый из нас может внести свою лепту в сохранение и восстановление качества наших водоёмов.

Задание:
Соберите информацию о качестве источников воды (реки, озёра, колодцы) и принимаемых мерах по предотвращению загрязнения водоёмов и очистке сточных вод в вашем селе, городе;

1. Определите, в чём причины низкого или ухудшающегося качества воды;
2. Обсудите сложившуюся ситуацию с руководителям села, города и предложите им свою помощь в решении проблемы;
3. Поделитесь со средствами массовой информации успешнми историями решения проблемы.


День Воды должен стать катализатором мероприятий по спасению наших водоёмов и жизни на Земле. Не оставайтесь в стороне. Наше настоящее и будущее зависит от нас самих и нашей гражданской позиции.

 

22 марта сотрудники Муравьёвского парка проведут День Воды в школах Тамбовского района. В ближайшее время на сайте будет размещена информация о плане охраны природы, экологического просвещения, а также о Дне Птиц и других мероприятиях, которые пройдут в первой половине 2007 года. По вопросам о деятельности Муравьёвского парка и возможности участия в его проектах обращайтесь по адресу: muraviovkapark@yahoo.com
Информация подготовлена С.М.Смиренским
Фотографию лося (Канада) любезно предоставил парку Дж.Хендерсон